«Горячий лед»
#дорогажизни#,блокадныйленинград
22 ноября 1941 года открылось автомобильное движение по ледовой дороге из окруженного фашистами Ленинграда.
Благодаря этой «Дороге жизни» в осажденный город доставляли продукты, вывозили раненых, женщин, стариков и детей. Это была единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро, связывавшая блокадный Ленинград со страной.
Гитлер особое место отводил захвату Ленинграда. Он был уверен, что со взятием города разгром Москвы неизбежен. Поэтому группа армий «Север» получила приказ уничтожить Ленинград. Планировали покончить с ним сразу. Но не получилось. Ленинград жил и работал. И тогда решили заморить жителей голодом. Были отрезаны автомобильные и железнодорожные дороги. А 8 сентября 1941 года, после взятия Шлиссельбурга, началась история блокадного Ленинграда.
Поэтому единственной дорогой осталась лишь та, что начиналась на берегу Ладожского озера.
«Дорогу жизни» постоянно доделывали. Водолазы укрепляли ее всеми возможными подручными средствами, ныряя под лед и монтируя там настилы и опоры. На всем протяжении находились склады и базы, станции технической помощи, мастерские и пункты питания.
Чтобы грузовики с тонной груза прошли через озеро по льду, его толщина должна составлять не меньше 20 сантиметров. Утром 20 ноября на восточный берег Ладоги с Вагановского спуска у деревни Коккорево отправился батальон конно-транспортного полка. Это конно-санный обоз из 350 упряжек. Вечером того же дня обоз добрался до Кобоны, загрузился мукой и отправился ночью в обратный путь. В Осиновец он прибыл 21 ноября, доставив 63 тонны муки.
22 ноября на восточный берег отправили автоколонну под управлением командира 389-го отдельного автотранспортного батальона капитана В.А. Порчунова. Это были 60 автомашин с прицепными санями. В ноябре по трассе доставлялось в среднем более 100 тонн грузов в сутки, в начале декабря, по мере укрепления льда, около 300 тонн, а к концу месяца — около одной тысячи тонн.
Советские войска защищали «Дорогу жизни» с земли и с воздуха.
«Дорога жизни» продолжила действовать и зимой 1942-1943 годов. В это время она использовалась не только для обеспечения города, но и при подготовке наступления для прорыва блокады Ленинграда.
«Ладога — дорога жизни» 1949 год.
Боим Соломон Самсонович