#Год_педагога_и_наставника
#Ушинский200лет
#МУ_Кимрская_городская_библиотека
2023 год — Год педагога и наставника. Это исторически связано с празднованием 200 -летия со дня рождения классика отечественной педагогики, создателя русской национальной школы Константина Дмитриевича Ушинского. Его принято считать основателем научной педагогики, но сам он был убежден, что педагогика — не наука, а искусство.
Константина Ушинского полностью изменил отечественную педагогическую практику, основал новую науку, ранее неизвестную в России.
Народные школы, только начинающиеся зарождаться в те годы, пользовались его учебниками, простыми и доступными до гениальности. Учителя работали по созданным им руководствам.
История Ушинского как педагога-исследователя началась в ту пору, когда он сам еще был учеником, вернее, студентом юридического факультета Московского университета. Сам Ушинский начал преподавать сразу же после окончания университета, но поначалу его педагогическая карьера не складывалась, и он был вынужден оставить преподавание на какое-то время. Но снова вернулся к педагогической деятельности, устроившись в Гатчинский сиротский приют.
Своей активной деятельностью Ушинский привлек внимание императрицы Марии Александровны, которая давно мечтала о том, чтобы провести реформы в знаменитом Смольном институте благородных девиц: время требовало, чтобы учебные заведения давали девушкам полноценное образование. Императрица, конечно, обратила внимание на Ушинского не просто так: никогда бы не узнала она о существовании скромного педагога, если бы он не начал публиковать в «Журнале для воспитания» свои умные статьи, наполненные интересными и свежими идеями.
Ушинскому было всего 35 лет, когда его назначили инспектором классов Смольного института и поручили курировать содержание и методики обучения. Ушинский буквально произвел в Смольном переворот: сменили многих педагогов, запретили использовать зубрежку как единственный метод обучения, ввели в программу обучение естественным наукам и даже открыли дополнительный старший класс, в котором могли остаться на обучение девушки. Естественно, что в институте это нравилось не многим. Не нравился Ушинский поначалу и ученицам, однако, постепенно они стали понимать, как много делает для них и их образования Константин Дмитриевич, и насколько важно то, что он делает, и полюбили его, даже стали боготворить.Тем не менее, со стороны руководства института и некоторых преподавательниц вокруг Ушинского стали плестись интриги, и в итоге его выжили из Смольного.Это послужило толчком к новому этапу в жизни Константина Дмитриевича: он уехал за границу, посвятил там много времени изучению опыта школ Европы, а по возвращении Ушинский написал первые учебники, которые были рекомендованы к массовому использованию в образовательных учреждениях: это были учебники «Детский Мир. Хрестоматия» и «Родное слово».
Константин Дмитриевич был человеком очень умным, мудрым и постоянно стремящимся к саморазвитию. А еще он был очень остроумным человеком, и многие из его высказываний настолько универсальны, что их можно использовать применительно практически к любой области жизни.
Выбирайте себе цитату Ушинского и получайте одну из его «золотых мыслей», жемчужин мудрости, которые наверняка вам пригодятся в жизни: чему-то научат, о чем-то заставят задуматься.
Воспитание, скромное по наружности дело, в тоже время является одним из величайших дел истории, на котором зиждутся царства и живут целые поколения.
Педагогика первое и высшее из искусств, потому что она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека.
Главное в современной педагогике это воспитание духовной стороны человека.
Книга, имеющая столь важное значение для человека, сколько-нибудь тронутого развитием, так же как природа и опыты жизни, остается немою не только для того, кто не умеет читать, но и для того, кто, прочитав механически страницу, не сумеет извлечь из мертвой буквы живой мысли.
Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ.
Педагогические, публицистические и литературно-художественные сочинения К.Д.Ушинского создали базу общенационального патриотического воспитания народов России. Он выступил как провозвестник и идеолог народной школы, взяв на себя решение проблем ее научно-педагогического обеспечения. Именно творческое наследие выдающегося мыслителя и педагога стало подлинным эталоном педагогической мысли эпохи золотого века русской культуры.
Емкую оценку ему дал видный историк педагогики Л.Н.Модзалевский: «Ушинский это наш действительно народный педагог точно так же, как Ломоносов наш народный ученый, Суворов наш народный полководец, Пушкин наш народный поэт, Глинка наш народный композитор».