Храм Вознесения Господня.
Одной из достопримечательностей нашего города является храм Вознесения Господня, построенный в ознаменование победы русского оружия в войне 1812 года и ставший своеобразным памятником этого важного события.
Описание его отсутствует, но из последующих документов, датированных 1677 годом, можно заключить, что это была древняя и крайне обветшавшая постройка.
В начале XVIII века находившийся в Кимрах храм Вознесения Господня был перестроен, но со временем вновь обветшал, и в 1808 году его прихожане совместно с причтом подали в Священный синод прошение дозволить им на собственные средства возвести в их селе новую каменную церковь.Поскольку инициатива селян была делом не только богоугодным, но и не требующим от властей финансовых затрат, то разрешение было дано без проволочек, однако скорому началу работ помешали как организационные сложности, так и начавшаяся в 1812 году война с французами. Тем не менее почин был сделан, и постройка храма представляла собой вопрос времени. Оставалось лишь изыскать нужные средства.Как это часто бывает, нашлись добровольные жертвователи из числа зажиточных людей, ими оказались местные купцы − братья Башиловы, пожелавшие строительством в Кимрах храма Вознесения Господня воздать благодарение Богу за ниспосланную Им победу над французами. На их средства весной 1813 года были начаты работы, проводившиеся с большим размахом.
Уже в скором времени на месте прежней деревянной постройки поднялись кирпичные, оштукатуренные стены нового храма, на колокольню которого подняли 10 колоколов, отлитых по специальному заказу уральскими мастерами. Не пожалели братья денег и на сооружение каменной ограды, охватившей собой не только храм, но и территорию расположенного рядом приходского кладбища. Ее украшением стали ажурные кованые ворота, располагавшиеся с западной и восточной стороны комплекса.
Еще одним не менее щедрым жертвователем стал представитель местного купечества, Александр Мошкин. Им была внесена значительная сумма на переустройство и благоукрашение храма Вознесения Господня.
История донесла до нас сведения о том, что в 30-е годы XIX века он полностью финансировал целый ряд масштабных и весьма затратных работ по его реконструкции.
На средства А. Мошкина была перестроена трапезная, прежнее помещение которой разобрали, а новое возвели гораздо большего размера. Кроме того, на месте старой, также демонтированной, колокольни возвели многоярусную звонницу, на которую подняли еще несколько колоколов. Не оставил он без внимания и внутреннее убранство храма.
По заказу Мошкина были написаны и одеты в серебряные ризы образа, украсившие нижний ряд храмового иконостаса. Остались документальные свидетельства и о проведении других, менее значимых работ. В довершение благодеяний, щедрый купец вручил настоятелю документ, согласно которому после своей смерти оставлял значительную часть состояния храму и членам его причта.
Религиозные гонения, последовавшие вскоре после прихода к власти большевиков, не обошли стороной и Храм Вознесения Господня, как и множество иных отечественных святынь,он был отобран у верующих и объявлен государственной собственностью. Впрочем, богослужения в нем продолжались до конца 30-х годов, но лишь на основе временного договора, заключенного между городскими властями и местной религиозной общиной, находившейся под их неусыпным контролем.Так продолжалось до января 1941 года, когда в газетах появились сообщения о том, что трудящиеся города обратились к органам советской власти с просьбой уничтожить «рассадник религиозного мракобесия». Храм Вознесения Господня в Кимрах, история которого тесно связана с победой России над Наполеоном, закрыли, а его помещения передали в распоряжение маслобойного завода.В послевоенные годы производство масла сочли нерентабельным, завод закрыли, а здание, являвшееся Божьим храмом, стало передаваться с баланса на баланс различными хозяйственными организациями. Так, одно время в нем размещался торговый склад, затем трансформаторная подстанция, автомастерская, а также ряд контор, не имеющих к религии никакого отношения.
Сегодня действующий в городе храм Вознесения Господня (адрес: Каляевский переулок, 2) вновь занял свое место в ряду ведущих духовных центров не только Поволжья, но и всей страны.
Религиозной жизнью его прихожан руководит настоятель – протоиерей отец Андрей (Лазарев). Вместе с ним окормлением паствы заняты священники Валерий Лапотко и Олег Маскинский.
Ввиду уникальных особенностей своей архитектуры храм Вознесения Господня (Кимры) причислен к культурным памятникам федерального значения. Его основной объем, представляющий собой двусветный (два уровня окон) четверик, увенчан пятью позолоченными куполами. С восточной стороны здания находится далеко выступающая из стены апсида – полукруглая алтарная пристройка.
Розовые стены храма богато украшены белыми декоративными элементами, создающими праздничный вид. Особое внимание привлекает стройная многоярусная колокольня, увенчанная небольшой главкой. Ее нижняя часть сопряжена с трапезной и выполняет роль притвора − первого помещения, расположенного при входе в храм.