СЛАВНЫЙ ГОРОД ТВОЙ И МОЙ!
Спасо — Преображенский собор.
Спасо-Преображенский собор в Кимрах не только один из крупнейших храмов Тверской области, вмещающий до тысячи человек, но и невероятно красивый памятник архитектуры начала ХХ века. В его почти сказочном облике сплелись черты изысканного модерна и фантазийного неорусского стиля.
В историю города собор вошел по двум причинам: во-первых, в доме, стоявшем на его территории, родился писатель А.Фадеев, во-вторых, некогда здесь бил мощный подземный источник, вода которого славилась своими чудодейственными свойствами.
В наши дни сюда приезжают, чтобы оценить великолепие внешнего и внутреннего убранства храма и поклониться древней иконе Иверской Богоматери.
Собор Преображения Господня был заложен в 1902 г. по проекту архитектора Рыбинского, который взял за основу классическую русскую планировку церквей и разработал ее в стиле модерн с щедрыми включениями неорусских черт. Храм открыл двери для прихожан в 1911 г., однако просуществовал, увы, недолго: в связи с послереволюционными гонениями на церковь он закрылся уже в 1929-м. По этой же причине колокольню так и не успели построить. В помещениях церкви разместилась сначала кустарная артель, затем зернохранилище. Богослужения, возобновились сразу после Великой Отечественной войны.
В 1973 г. храм приобрел статус собора, а в 1990-х был отреставрирован.
Первое, что обращает на себя внимание, — его контрастность: собор одновременно грандиозный и аккуратный, сдержанный и роскошный, богато декорированный, но не утративший строгой элегантности русских храмов. Терракотовый цвет его фасада оттеняется щедрой белой лепниной, узкие и высокие окна световых барабанов украшены псевдорусскими «кокошниками», а на крытых темно-серой черепицей куполах сияют золоченые маковки. Пять глав собора возвышаются над тремя приделами: помимо основного, посвященного Преображению Господню, здесь есть два меньших — в честь пророка Илии и Трех святителей.
Главная святыня собора — старинная икона Иверской Божией Матери, полученная в дар от афонских монахов в 1901 г. и возвращенная собору ровно через сто лет.
Интерьеры собора украшены богатой стенописью в небесно-голубых и пастельно-розовых тонах. Ажурный золоченый иконостас приобрел особую торжественность благодаря белому фону; везде множество старинных икон в богатых окладах. Обращает на себя внимание масштабное четырехъярусное паникадило и красивейший пол, который выложен многоцветной декоративной плиткой.